Когда
Каин увидел младшего брата преуспевающим, он также принёс свой дар Богу. Но Бог
не призрел на его дар. То есть не взглянул, не обратил внимания. Почему? По-моему,
причина в мотивах поступка, но попробуем разобраться.
Если
мы посмотрим на четвёртый-пятый стих Библии, где написано о том, что «призрел
Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел», то
увидим, что в Синодальном переводе
Библии есть для каждого стиха сноски, указывающие на стих Писания. Идя по этим
сноскам, мы сможем увидеть полную картину события, описанного в этих двух
стихах.
Так,
по сноске, мы попадаем в Притчи 15: 8:
«Жертва нечестивых - мерзость пред Господом», «особенно когда с лукавством приносят
её», Притчи 21: 27. В другом месте
Писания (Екклесиаст 4: 4) говорится
о том, что «всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми
зависть».
В
подстрочном греческо-русском переводе Нового Завета под редакцией В. Журомского
слово «завистлив» переводится, как «лукав»; тогда, соответственно «зависть»
переводится, никак не иначе, чем «лукавство». Лукавство – это качество, присущее
нечестивым людям, которые от лукавого. Это качество олицетворяет собой зло,
ненависть, клевету, злоречивость, кичливость.
Вы,
наверное, слышали, что иногда говорят: «Я завидую ему белой завистью». В нашем
переводе это звучит, как: я злюсь на него белой злостью; я ненавижу его белой
ненавистью. Теперь вы понимаете, что такое на самом деле зависть, что нет разницы, какого она
цвета – мерзость, она и в Африке мерзость. То же самое касается и магии – белой
и чёрной; магия, волшебство – мерзость
пред Господом, в какого бы цвета одежды дьявол её не наряжал.
В
7-м стихе мы читаем о том, что Господь дал шанс Каину избавиться от нечестия,
такой же шанс, какой давал и Адаму, когда спрашивал его: «не ел ли ты от
дерева, с которого Я запретил тебе есть?» покаяния тогда не последовало –
последовало обвинение. Обращаясь к Каину, Господь сказал: «если делаешь доброе,
то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей лежит грех: он
влечёт тебя к себе, но ты господствуй
над ним».
В
Торе этот стих переводится на русский язык так: «Ведь если клонишься к добру,
то простится тебе, если же не клонишься к добру, то у двери грех лежит, и к
тебе влечение его, ты же должен
властвовать над ним».
Каину
покаяние необходимо было, как воздух, без покаяния он был слеп, и находился во
власти греха. А ведь он слышал Бога. Если бы послушался Его и исполнил то, что
Бог повелел (приказал) ему сделать, сети лукавого разрушились бы в ту же
минуту. Почему повелел, приказал? Потому что и Синодальный перевод говорит: ты господствуй! А не: ну ты можешь, если захочешь. И Тора говорит:
ты должен властвовать над грехом. А не: если будет желание, то властвуй. Но «Каин, который был
от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы,
а дела брата его праведны», Первое
Послание Иоанна 3: 12.
Я
так подробно остановилась на этой истории потому, что поступки людей определяют: будут они жить
или погибнут. Поразмыслите над тем, кто из братьев получил жизнь, и кто её
потерял.
В
Третьей Книге Царств во время большого голода Илия пришёл к вдове в Сарепту
Сидонскую. Эта женщина потеряла мужа, одна воспитывала сына и влачила жалкое
существование. Во время голода она и её сын были полностью беспомощны перед
дьяволом. Но послал Господь Своего человека, явил Свою любовь, Своё спасение
вдове, открыл Себя ей. Вдова сказала пророку, что у неё всего одна горсть муки,
и она сделает две лепёшки себе и сыну, они
съедят их и умрут.
Илия
ответил вдове: «Сделай, как ты сказала, но прежде (прежде, прежде) сделай небольшой опреснок для меня». Можете себе
представить, что после того, как Бог питал Илию отборной пищей, которую
приносили Илие вороны в абсолютно безлюдной местности, что этот опреснок более,
чем пророку, был нужен женщине и её сыну, как семя, которое можно было отдать,
чтобы, получив урожай, выжить.
|